Относительность как Субстанция
Главной заслугой неклассической философии явился её отказ от метафизики, основным предметом, которой являлась категория субстанция. Именно элиминиция понятия субстанция стало основной причиной последующего кризиса философии, который продолжается и сегодня. Поэтому . для преодоления этого кризиса, философии необходимо вернуться к рассмотрению понятия субстанция и главным кандидатом на её роль является относительность. Самое интересное заключается в том, что инициаторами отказа от рассмотрения субстанции были представители науки. Так, в частности Б. Рассел, назвал субстанцию «ошибкой метафизики», а в то же время сама наука никогда не прекращала поиска субстанции. Для прояснения такой точки зрения следует прояснить, что понимается под понятием субстанции. Итак существует три основные подхода к пониманию субстанции: во — первых её рассматривают как некое материальное первоначало; во — вторых — как начало духовное и наконец в — третьих — как необходимый принцип, условие существования всего знания и всего сущего. Классиками субстанциализма, как известно, были родоначальники новоевропейской философии: Декарт, Спиноза, Лейбниц и т. д. В вольной трактовке, но отражающей сущность понятия, Спиноза определял субстанцию как то, что есть причина самой себя и всего остального, тем, что для своего существования не нуждается в чём то ином, но всё иное для своего существования нуждается в субстанции. Многие, очевидно, знакомы с его знаменитым словосочетанием causa sui. Продолжение следует…
Из всего прочитанного (фрагментарного — точнее, незавршенного) тем не менее понятно, что время — есть, что оно есть следствие «изменения»/движения. Но «что» именно движется таким «образом», что из него «истекает» время? как и за счёт чего «возникает движение»? — из текста непонятно.
Время не есть следствие «изменения»/движения, а оно есть темп движения-соотношения объектов. Причина движения объектов — всемирное тяготение масс. Что же касается более общего принципа движения, т.е. как объектов, так, например, понятий, является Принцип необходимости Отношений. Основной принцип Реляционной онтологии: «Нечто существует, только в соотношении с Иным».